Ниточка - кудесница
Содержание программы.
1. Вводное занятие.
Теория
- Понятие - аппликация;
- Виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
- Аппликация из нитей;
- Свойства шерстяных нитей;
- Инструменты и материалы, необходимые для аппликации нитками;
- Правила техники безопасности при работе с ножницами, нитками, клеем;
- Организация рабочего места.
2. Аппликация из резаных нитей.
2.1. Частичная аппликация из резаных нитей на готовом рисунке.
Теория
- Технология выполнения аппликации из резаных нитей;
- Понятие – частичная аппликация;
- Рассматривание рисунков.
Практика
- Подготовка нитей для работы;
- Заполнение отдельных частей рисунка резаными нитями;
- Декорирование готовой открытки (картинки) в технике частичной аппликации из резаных ниток. Тема: Цветы.
2.2. Аппликация из резаных нитей с заполнением рисунка целиком.
Теория
- Повторение технологии выполнения аппликации из резаных нитей;
- Основные правила и этапы выполнения аппликации из резаных нитей;
- Понятие - предметная аппликация;
- Предметная аппликация из резаных нитей. Тема: Грибы.
Практика
- Подготовка нитей для работы;
- Заполнение рисунка резаными нитками целиком;
- Предметная аппликация из резаных нитей;
- Изготовление
- Выставка работ.
3.Аппликация из прямых нитей
3.1. Аппликация из прямых нитей с заполнением шаблона целиком.
Теория
- Технология выполнения аппликации из прямых нитей;
- Основные правила выполнения коллективной работы
Практика
- Работа над шаблоном;
- Подготовка нитей для работы
- Аппликация из прямых нитей;
- Коллективная аппликация («Осенний букет»)
3.2 Контурная аппликация из прямых нитей
Теория
Понятие-контур
Особенности выполнения контурной аппликации
Практика
- Подготовка нитей;
- Контурная аппликация из прямых нитей;
- Декорирование своего рисунка (солнце, парусник, и т.д.);
- Выставка работ.
3.3. Аппликация из прямых нитей с заполнением элементов узора по спирали.
Теория
- Технология выполнения аппликации из прямых нитей с заполнением элементов узора по спирали;
- Беседа о любимых домашних питомцах;
- Основные правила самостоятельной работы над аппликацией.
Практика
- Подготовка нитей;
- Декорирование круглой детали;
- Аппликация из прямых нитей на заранее декорированном фоне ;
- Работа в технике аппликации из прямых нитей с заполнением элементов узора по спирали - изготовление картины «Мой котёнок », «Мой Щенок»
3.4. Аппликация из прямых нитей с заполнением элементов узора в прямом и обратном направлении
Теория
- Технология выполнения аппликации из прямых нитей с заполнением элементов узора в прямом и обратном направлении;
- Понятие - сюжетная аппликация;
- Беседа о красоте родного края.
Практика
- Работа над эскизом;
- Подготовка нитей;
- Рассматривание образца «заполнение элементов узора в прямом и обратном направлении»
- Подготовка эскиза к сюжетной аппликации « Птицы улетают»;
- Изготовление сюжетной аппликации « Птицы улетают» в технике аппликации из прямых нитей с заполнением элементов узора в прямом и обратном направлении;
4. Итоговое занятие по изученным темам - аппликация из резанных и прямых нитей
Повторение пройденного материала
Беседа о празднике « День матери».
Практика
Декорирование подготовленного рисунка аппликацией прямыми и резаными нитями. Тема: Портрет мамы.
5. Объёмные поделки из ниток.
5.1.Объёмные поделки из ниток, выполненные в технике наматывания ниток на шаблон
Теория
- Понятие объём;
- Технология наматывания ниток на шаблон;
- Беседа о новогодних традициях;
Практика
- Работа над эскизом, шаблоном;
- Подготовка нитей;
- Изготовление игрушек – «наматушек » (бабочка, ящерица, котик);
- Выставка работ.
5.2. Объёмные поделки из нитей с использованием ранее изученных техник (аппликация из резаных и прямых нитей, наматывание ниток на шаблон)
Теория
- Повторение ранее изученных техник аппликации из нитей;
- Повторение понятия Объём.
Практика
- Работа над эскизом, шаблоном;
- Подготовка нитей;
- Изготовление объёмных поделок из нитей с использованием ранее изученных техник (аппликация из резаных и прямых нитей, наматывание ниток на шаблон) («Ёлочка»)
- Выставка работ.
5.3. Объёмные каркасные поделки из ниток.
Теория
- Понятие каркас, устойчивость;
- Понятие технологическая карта;
- Беседа о новогодних символах.
Практика
- Работа над эскизом;
- Подготовка нитей;
- Изготовление объёмной каркасной поделки из ниток: Снеговик.
- Выставка работ.
5.4. Объёмные поделки из ниток на основе помпона.
Теория
- Технология изготовления помпона
5.4. Объёмные поделки из ниток на основе помпона.
Теория
- Технология изготовления помпона;
-Знакомство с различными приспособлениями для изготовления помпона.
-Понятие « Ленивый помпон».
Практика
- Работа над эскизом
-Подготовка нитей
-Изготовление помпона
-Изготовление игрушки из помпона: «Заяц», « Мышонок»
6.Аппликация из кручёных нитей
Теория
-Повторение понятия объём
-Различные способы скручивания нити
-Темы: « Улитка», « Черепаха».
Практика
-Подготовка нитей
-Изготовление коллективного панно
-Выставка
7. Комбинированная аппликация из ниток
Теория
- Понятие комбинированный;
- Возможности комбинирования различных техник аппликации в художественных работах;
- Повторение всех изученных техник аппликации из ниток;
- Повторение всех изученных понятий;
- Повторение правил самостоятельного и коллективного выполнения работ;
- Основные этапы и правила изготовления работы в технике аппликации из нитей.
Практика
- Работа над эскизом;
- Подготовка нитей;
- Самостоятельные работы: Белка. Дерево. Рыбка. Лебедь.
- Коллективные работы;
- Работа в парах
8.Итоговое занятие.
- Организация итоговой выставки
Программа занятий
Педагогическая целесообразность. В содержании программы «Ниточка-кудесница» представлены необычные способы использования шерстяных ниток - это и удивительные аппликации, в которых нити используются как краски, и создание объёмных поделок из ниток. Работая с материалами, которые обычно не применяются в аппликации, дети учатся видеть прекрасное в привычных вещах, что способствует развитию их художественного вкуса и образного восприятия окружающего мира. Изделия в технике аппликации из ниток выглядят оригинально, приемы работы с ним просты и предоставляют безграничные возможности для творческого самовыражения.
Отличительные особенности программы. Программой «Ниточка-кудесница» предусмотрены тематические пересечения с такими дисциплинами, как, математика (построение основы для аппликации), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), изобразительное искусство (предварительная работа над созданием рисунка – основы для декорирования аппликацией нитями). Деятельностный и личностный подходы в обучении детей предполагают активизацию познавательной деятельности каждого ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, в программе «Ниточка-кудесница» предусмотрено большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала каждого ребёнка реализуется путём индивидуализации заданий. Ребёнок всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого ребёнка, поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий. В программе уделено внимание формированию информационной грамотности.
Учебная информация передаётся различными способами. В программе «Ниточка - кудесница» предусмотрена организация работы, направленная на формирование творческих отношений внутри коллектива. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в общем диалоге.
Образовательная программа дополнительного образования «Ниточка-кудесница» содержит задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективная творческая работа. Объекты изготовления по программе подобраны с учётом их привлекательности, доступности выполнения, общественной пользы и расширения социального опыта каждого ребёнка. Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов дополнительного образования по программе обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей сделать свои работы общественно-значимыми. Значительное внимание уделяется повышению мотивации. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Изготовление подарков, открыток к праздникам своими руками, их дарение – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи и других социальных групп.
Новизна. Изучив ряд методических пособий и литературу по обучению детей дошкольного возраста рукоделию (см. список литературы), опыт работы детских садов, выявлено, что рукоделие включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»